Логист: из пункта "А" в пункт "Б"
Задача логиста – организовать доставку товара в нужное место, к определенному времени и с минимальными затратами. На работных сайтах много вакансий для логистов – отдел или департамент логистики сегодня есть в любой крупной компании, будь-то сеть закусочных, обувной магазин, типография или молокозавод. Работодатели заинтересованы в специалистах, способных наладить эффективную доставку товара и его складирование. Как показывает практика, грамотные действия логиста могут снизить расходы фирмы в среднем на 30%.
Особенно нуждаются в логистах организации, занимающиеся международной торговлей, а их уже более 90% от общего числа компаний в России.
Логисты нужны и специализированным логистическим фирмам, предлагающим услуги транспортировки и складского хранения сторонним предприятиям. Здесь 90% персонала – логисты разных специализаций.
По воздуху, по рельсам, по воде
Чтобы найти самый выгодный маршрут и способ доставки товара, логисты оценивают рынок транспортных услуг, проводят расчеты, ищут надежных партнеров. Если речь идет о поставке партии товаров, например, из Европы в Россию, логисты координируют действия с производителями, отделом продаж, со складом, готовят документы для таможни, обеспечивают поставку товара в пункт назначения.
Работа эта, как правило, командная. В небольшой торговой компании может трудиться с десяток логистов, а в крупнейшем торгово-производственном холдинге – сотни. К примеру, 639 торговых точек компании «Евросеть», разбросанных по всей Москве, обслуживает около семисот сотрудников отдела логистики. Что уж говорить о таких гигантах, как McDonald`s или IKEA – здесь счет идет на тысячи. Конечно, в работе задействованы кладовщики, перевозчики, экспедиторы, грузчики, но во главе процесса стоят профессиональные логисты.
По статистике, сегодня в любой торговой или дистрибьюторской компании численность логистического персонала составляет от 15 до 30%. Но логист логисту рознь.
На высшей ступени иерархии стоит топ-менеджер, логист-стратег. Это главный человек в департаменте или отделе логистики: он разрабатывает корпоративную стратегию, рассчитывает бюджет, принимает важные решения. Это уровень вице-президента компании по логистике, директора, начальника отдела логистики.
В его подчинении находятся руководители структурных подразделений отдела логистики (склад, транспортное хозяйство, управление заказами, поставки и т. д.). Это тоже стратеги и тактики, только на «местном» уровне.
Но большинство сотрудников логистического отдела – рядовые менеджеры по логистике. Они занимаются статистикой и оформлением документов, выполняют решения руководства, являются связующим звеном между руководством и рабочим персоналом.
Наталья Илюшина, журнал Куда пойти учиться